Не так давно, 9 мая, мы отпраздновали День Победы.
Конечно, в предпраздничные дни телепрограмма радует нас военными фильмами. Но,
к большому сожалению, в последние годы киноиндустрия обрела тенденцию: фильмы,
транслируемые перед 9 Мая, отличаются оплевыванием событий героического
прошлого. Причем касается это как и отечественного, так и западного кино. Само собой разумеется, кинопропаганда давно вырвалась за
пределы Великой Отечественной войны. Одна из таких грубых поделок – фильм «4 дня в мае», кинцо совместного производства России, Германии и Украины. Стоит посмотреть такой «шедевр», и стыдно становится за своих соотечественников, составивших компанию немцам и украинцам в неправедном деле. Сюжет таков: в Берлине 1945 года хорошие советские солдаты ссорятся с плохими, так как «плохие» – типичные советские варвары, хотят попользовать приютских девушек. Итогом ссоры становится боевое столкновение, причем, что характерно, «хороших» русских в сражении поддерживают немецкие недобитки, в скуке ошивающиеся по окраинам оккупированного Красной Армией города. Конечно, об этом фильме можно много спорить. Поставленный
немцем фон Боррисом, он, конечно, не отличается реализмом и объективностью. Но,
кроме всего этого, сюжет кощунственен по отношению к исторической памяти: как
бы ни был тонок моральный подтекст кино, в итоге оказывается, что хорошие
русские воюют плечом к плечу с хорошими немцами, – против плохих русских. Учите
историю, детки!.. Избегайте подобных «произведений». Продолжая тему Второй мировой войны, хотелось бы отдельно
остановиться на фильме «Ветер с Востока» французского режиссера Робера Энрико.
Покойный ныне господин Энрико отличился тем, что изобразил героем генерала
Смысловского, с остатками Первой Русской Национальной армии вермахта бежавшего
в Лихтенштейн. Добрые власти нейтрального княжества от всей души заботятся о
«русских патриотах», защищая их то от НКВД, то от спецслужб союзников, то и
дело норовящих кого-нибудь пристрелить. Расстрелы, к слову, занимают
значительную часть фильма: красноармейцы убивают из пулемета кого ни попадя,
понапрасну тратя патроны. Герой в этом фильме один, и этот герой – кавалер
Ордена Германского орла, генерал Смысловский, коллега Власова… Не только французы с немцами снимают подобное кино. Так,
наши северные соседи не так дано выпустили фильм «Тальвисота» (по-русски – «Зимняя война»). Финский режиссер изобразил русских с весьма неприглядной
стороны. Бедные финские патриоты в немецких шлемах и маскхалатах из последних
сил отстаивают страну, не сдаваясь под натиском варваров. Жестокость русских в
этом фильме не знает границ: в лучших традициях вермахта Красная Армия выжигает
огнеметами окопы финнов и бомбит мирные кварталы с воздуха. Один момент
заставляет задуматься: в российском прокате по мотивам этого кино вышла компьютерная игра «Talvisota», в которой герой убивает советских солдат. Игра быстро набрала рейтинг
и приобрела популярность в нашей стране… Еще более в политические тона окрашен фильм «Битва
Варшавска 1920-го года» о событиях советско-польской войны. Красноармейцы
грабят несчастных польских крестьян, насилуют женщин, истязают детей. Кино
отличается красочной компьютерной графикой и обилием спецэффектов. «Битву
Варшавску» стоит смотреть для того, чтобы понять, как моделировались события
Катыни, как создавался образ русского-врага поляка. Все это, конечно, делалось
не без помощи извне. Несколько американских фамилий в титрах станут сюрпризом
для зрителя. В русле данной темы нельзя не упомянуть и о современной зарубежной
киноиндустрии. Само собой, по мотивам американских фильмов фашизм был побежден
в Африке и Нормандии после высадки союзников. Ну да дело не в этом, простим
режиссерам их ангажированность. При всем при том штатовскую пропаганду волнуют не только
события прошлого, но и современные военные конфликты с участием нашей страны.
Так, тема грузинской войны была раскрыта в фильме «5 дней в августе». Кино не
отличается не оригинальным сюжетом: американские телекорреспонденты оказываются
в Грузии, на которую в это самое время нападает Россия: начинается хаос,
расстрелы мирных домов с вертолетов, казни мирных жителей, взятие заложников и
т.п. К счастью для американцев, вовремя появляются грузины, всех освобождают и
сразу же оказывают первую медицинскую помощь. Одним словом, насладитесь
цивилизацией! Отдельно хочется остановиться на образе российского
солдата в этом фильме: наши военные в основном изображены как грубые, высокого
роста, бритые, с кудлатыми бородами мужики. К слову, почти все они в воровских
татуировках, а на российских танках «Миша, мы вернемся» написано с тремя
ошибками. Видно, не угнаться бедным американским режиссерам за реалиями жизни!
Весьма показательно, что фильм заканчивается торжественным митингом, где
Саакашвили со слезами на глазах при всенародном ликовании говорит о свободе и
независимости Грузии. Вот что подчас приходится увидеть на экране телевизора или
же в кино. Не хочется философствовать на тему, кем проплачены эти картины, кому
выгодно очернение русской истории, запущенное сегодня по всем каналам. Стоит же смотреть или не стоит? Я думаю, стоит. Чтобы
знать, что о нас думают жертвы западной пропаганды. И предполагать, что будут
завтра думать потомки, если мы сегодня не образумимся! Мария КАВЕЛИНА, студентка СмолГУ
|